Классификация типовых деталей машин

Вводные понятия в курсе ДМ и ОК. Классификация типовых деталей машин

Машины и приборы состоят из деталей и узлов. Деталью называют элемент конструкции, изготовленный из материала одной марки без применения сборочных операций. Детали частично могут объединяться в сборочные единицы (узлы).

Сборочной единицей называют совокупность деталей, соединенных на предприятии изготовителе посредством сборочных операций и предназначенных для совместной работы.

Простейшая сборочная единица может включаться как составная часть в более сложную. Характерными примерами сборочных единиц являются по мере нарастания сложности подшипник, узел опоры, редуктор.

В машинах количество деталей исчисляется сотнями и тысячами. Несмотря на различное конструктивное оформление и назначение машин, большинство деталей и сборочных единиц (узлов) в них являются типовыми.

Типовыми называют детали, которые встречаются практически в любой машине и независимо от назначения машины выполняют одинаковые функции.          

Типовые детали можно объединить в несколько характерных групп:
  • детали соединений (резьбовых, заклепочных, шпоночных, шлицевых, сварных, клеммовых, прессовых и т.д.);
  • детали передач (зубчатых цилиндрических и конических, червячных, ременных, цепных, фрикционных и т.д.)
  • валы и оси;
  • опоры валов и осей (подшипники);
  • детали муфт;
  • упругие элементы (пружины, рессоры);
  • корпусные детали.