Прочность цепных передач

Проверка износостойкости шарнира роликовой цепи. Проверка прочности цепи на разрыв. Проверка долговечности цепи

Для большинства условий работы цепных передач основной причиной потери работоспособности является износ шарниров цепи. В соответствии с этим в качестве основного расчета принят расчет износостойкости шарниров, а за основной критерий: 

где  р—давление в шарнирах; 


- окружная сила; 

dB и b -диаметр валика (оси) и ширина цепи, равная длине втулки; 
kэ - коэффициент эксплуатации цепной передачи.
Коэффициент эксплуатации (kэ=k1∙k2∙k3∙k4∙k5∙k6) учитывает следующие условия работы: 
k1 - коэффициент динамической нагрузки;
k2 - учитывает регулировку передачи;
k3 - коэффициент, учитывающий длину цепи;
k4 - учитывает наклон передачи к горизонту;
k5 - учитывает характер смазки;
k6 - учитывает режим работы передачи.
Допускаемое давление в шарнире цепи дается в таблице в зависимости от шага цепи и частоты вращения – n1.

Другим критерием работоспособности цепной передачи является прочность цепи на разрыв. Прочность цепи проверяют, сравнивая коэффициент запаса прочности на разрушение цепи с допускаемым значением этого коэффициента, зависящего от типа цепи и ее шага:

Fразр - разрушающая нагрузка цепи (дается в таблицах для каждого типоразмера цепи).

Общая нагрузка складывается из:
полезной окружной силы

натяжения от действия центробежных сил 

где q - масса одного погонного метра цепи, кг/м;
дополнительного натяжения от действия силы тяжести 

где α - межосевое расстояние в метрах, 
kf – коэффициент, зависящий от положения линии центров звездочек
(kf = 1…6)

Долговечность цепи проверяется косвенно по частоте ударов звена цепи о звездочки (1/с)

Поскольку начальное натяжение цепи отсутствует, то нагрузка на вал определяется главным образом окружным усилием с учетом дополнительного натяжения от массы:     

kB=1,05.... 1,15 - зависит от наклона цепи.