Трение во вращательных парах

4 Динамика машин и механизмов

4.10 Трение во вращательных парах

В конструкции вращательной пары (шарнира) можно выделить два вида соприкасающихся поверхностей (рисунок 24):

- цилиндрические поверхности вала и отверстия,
- торцовые поверхности соединенных звеньев.

Цилиндрическая опорная поверхность вала (воспринимающая радиальную нагрузку) называется цапфой. (Концевая цапфа называется шипом, цапфа, расположенная в середине вала называется шейкой). 

Цилиндрическая часть опоры, работающая с цапфой и воспринимающая радиальные нагрузки, называется подшипником (от слова шип – подшипник).  

Торцовая (плоская) часть вала, воспринимающая осевые нагрузки называется пятой. Часть опоры, работающая с пятой и воспринимающая осевые нагрузки, называется упорным подшипником («подпятником»).

 
шарнир
Рисунок 24

При решении задачи об определении силы трения во вращательной паре рассматривается две гипотезы:

- по первой гипотезе удельное давление считается распределенным равномерно по опорной поверхности (q=const). Эта гипотеза справедлива для тихоходных валов и плохо прирабатывающихся поверхностей;

- по второй гипотезе расчет ведется с учетом износа поверхностей при работе пары. Она справедлива для быстроходных валов и хорошо прирабатывающихся поверхностей.