Трение во вращательных парах

Трение во вращательных парах

В конструкции вращательной пары (шарнира) можно выделить два вида соприкасающихся поверхностей (рисунок 24):

  1. цилиндрические поверхности вала и отверстия,
  2. торцовые поверхности соединенных звеньев.

Цилиндрическая опорная поверхность вала (воспринимающая радиальную нагрузку) называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом, цапфа, расположенная в середине вала называется шейкой.

Цилиндрическая часть опоры, работающая с цапфой и воспринимающая радиальные нагрузки, называется подшипником (от слова шип – подшипник).

Торцовая (плоская) часть вала, воспринимающая осевые нагрузки называется пятой. Часть опоры, работающая с пятой и воспринимающая осевые нагрузки, называется упорным подшипником («подпятником»).

шарнир
Рисунок 24

При решении задачи об определении силы трения во вращательной паре рассматривается две гипотезы:

  • по первой гипотезе удельное давление считается распределенным равномерно по опорной поверхности (q=const). Эта гипотеза справедлива для тихоходных валов и плохо прирабатывающихся поверхностей;
  • по второй гипотезе расчет ведется с учетом износа поверхностей при работе пары. Она справедлива для быстроходных валов и хорошо прирабатывающихся поверхностей.

Трение в цапфах >
Курсовой проект по ТММ >